Пятница
29.11.2024
01:21
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
Растрелли в Краснопольце »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Форма входа


ИЗ КНИГИ Ю. Г. ПОПОВА
«ПЛОСКОШЬ, БОНЧАРОВО, КНЯЖЬИ СЕЛА …»

(Путешествия краеведа по населенным пунктам Плоскошского сельского административного округа Тверской области.)


Растрелли в Краснопольце

Удивительным человеком был генерал А. Н. Куропаткин. Исключительно любил, почитал и переживал за свои родные места, за людей живших рядом с ним по берегам озера Наговье. Недавно издательство «Полигон» в Санкт- Петербурге выпустило в свет его книгу «Русская армия». Рукопись была закончена 12 февраля 1910 года в с. Шешурино. Это сугубо военный труд по переустройству русской армии. Но в нем вкраплены многие жизненные стороны крестьянских забот.На примерах наблюдения за жителями Наговьи, Шешурино, Краснопольца, г. Торопца генерал детально разобрал состав населения, его образования, способности к труду. Иногда он действует как чистый краевед, удивляясь, что в школах не занимаются родиноведением. В Наговье, к примеру, дети не знают, что отсюда они могут проследовать водным путем до Санкт-Петербурга. На странице 109 генерал вспоминает обширное имение «Краснополец, бывшее графа Кушелева-Безбородко, с домом – дворцом постройки Растрелли».

В последней строчке чувствуется таинство еще не проросшего зернышка. Зодчий Ф. Б. Растрелли – итальянец по национальности. Его окружает ореол славы блестящего мастера. Растрелли работал на императорский двор с 1716 по 1764 годы. Им построены Екатерининский дворец в Петергофе, Смольный монастырь, Эрмитаж, Большой дворец в Царском Селе и т. д. Эти грандиозные по масштабам, пышные и богатые сооружения отвечали новым художественным вкусам. Русские рабочие – умельцы придавали дворцам невиданный блеск.

Но нам интересно знать: имел - ли Растрелли какое – либо отношение к Краснополецкому дворянскому замку? Обратимся к другим источникам. Историк – архивист К. А. Иеропольский в ноябре 1926 года писал: «В полусотне верст от Торопца, среди невысоких холмов, покрытых лесом, живописно раскинулось местечко Краснополец. Аллеи ветхих берез тянутся по сторонам дороги. Мощеная улица. Направо – унылый, посеревший от времени, обшарпанный, с выбитыми стеклами и зияющими провалами в крыше, дом, за которым тянется громадный парк. Налево – голубой пруд, широкий, как озеро, с островами, покрытыми могучими липами. Краснополец – вотчина светлейшего князя Кушелева – Безбородко. Нам неизвестно, навещал – ли граф усадьбу, но молва есть. Владения Кушелева – Безбородко тянулись на десятки верст. Старики передают, что при строительстве кирпич доставлялся с пустоши за 20 верст. Крепостные были согнаны со всех деревень, выстроились в шеренгу, передавая кирпич из рук в руки. Сам дворец по образу Таврического на 140 комнат, со сторожевыми львами у парадного подъезда. Крестьяне вырыли и пруд на две версты в окружности. Часть земли оставлена была под острова, а потом засаживалась. . .»

Если знать, что фамилия Кушелева – Безбородко возникла (образовалась) только в 1816 году, а зодчий Растрелли скончался в 1771 году, то очевидность несовпадения событий на лицо. Но существует и другой вариант. Безымянный автор в газете «Псковский набат» в середине 1923 года строительство здания на 100 комнат «наподобие Гатчинского дворца» связывает с именем Екатерины II. Дворец поражал своей красотой, мраморными стенами и расписными колоннами. Талантливые произведения искусства императрица подарила одному из своих фаворитов – графу Алексею Орлову.

Чтобы разобраться в этом переплетении имен, я обратился к творчеству самого Ф. Б. Растрелли. Оказалось, что зодчий составил опись всех своих творений. Граф Франсуа де Растрелли, как он подписал свой список из 75 наименований, связан кроме Санкт-Петербурга и ее пригородов с Москвой, Киевом, Митавой. Строил и для именитых вельмож – графа Воронцова, князей Хованского и Голицына, Сиверса, Чоглокова и др.

С Псковской губернией, где находился Краснополец, Растрелли никаких связей не имел. Таким образом, прямая версия об его участии в создании дворцового комплекса в Краснопольце отпадает. Тогда я стал сравнивать имеющийся у меня рисунок дворца с проектами Растрелли. Сходство улавливается с Большим дворцом в Петергофе, построенном в 1746 – 1755 г. г. Это трехэтажный дворец с двумя вытянутыми флигелями, заканчивающихся куполами. На восточном куполе был установлен крест, на западном орел – герб России.

Возможно, что отставной адмирал, любимец императора Павла I, граф Григорий Григорьевич Кушелев, в память о своих лучших годах и скопировал в уменьшенном виде один из императорских загородных замков. Г. Г. Кушелев в отставку вышел в 1801 году. В более поздних его письмах есть сведения о строительстве им барского дома. Краснополец и Захоломье издавна являлись вотчиной Кушелевых. В Захоломье жили его дед Антон Степанович, потом отец Григорий Антонович. Сегодня о фамилии Кушелевых напоминают только остатки церкви во имя Воскресения Господня постройки 1788 года в Захоломье. Семейный склеп Кушелевых, где похоронен и адмирал, утрачен полностью.

Краснополец же вызывал и продолжает будоражить своим прошлым ряд поколений. В Санкт – Петербургском архиве я нашел письмо Е. А. Селиховой от 4 мая 1930 года. Вспоминая свои годы жизни в Волоке, она сообщала, что имение Краснополец ранее принадлежало Кушелеву – Безбородко и потом продано барону Гейнингу. Гейнинг променял имение на дом в Санкт – Петербурге графу Н. П. Игнатьеву. В 1936 году дворец стали разбирать на кирпич и перевезли в Плоскошь, где из него выстроили двухэтажное здание для райкома партии. Оно сохранилось до нашего времени и несет с собой таинственную прелесть краснополецких загадок, к числу которых принадлежит и имя Растрелли.

Но вернемся на миг к А. Н. Куропатктну. После 1917 года он посещал дома выехавших дворян и собирал остатки семейных бумаг, в том числе и Кушелевских. Они сохранились в Псковском музее – заповеднике и еще вообще не изучены. Тогда же в 1920-е годы А. Н. Куропаткин уговаривал холмских учителей объявить дворец памятником старины, уповая на имя Растрелли. Холмчане об этом написали в Главнауку. Письмо это предстоит отыскать. Возможно, в нем разгадка сегодняшней истории.